УКРАШЕНИЕ ЖИЗНИ: роль декоратора в создании интерьера

Главная News УКРАШЕНИЕ ЖИЗНИ: роль декоратора в создании интерьера

УКРАШЕНИЕ ЖИЗНИ: роль декоратора в создании интерьера

 

В салоне Maharadgi House по традиции собрались дизайнеры и декораторы. На этот раз предметом состоявшейся дискуссии стали вопросы профессионального оформления интерьера.

     

 В последнее время для современного дизайна тема декора становится одной из центральных. Причем не только в профессиональных беседах, но и сферах куда более практичных - личном творчестве, массовом производстве и выставочных проектах. Все большее количество фабрик расширяют свои коллекции за счет интерьерных аксессуаров, главная функция которых придавать пространству красоту и создавать эмоциональный комфорт. И эта тенденция только набирает обороты. Например, знаменитая Maison&Objet – главная площадка демонстрации декораторских идей вышла за границы Франции и превратилась в транснациональный интерьерный проект.

Хочется отметить особо, что это не просто очередные инициативы рынка, искусственно подогревающие интерес потребителя к новым предложениям. Дело, скорее обстоит совсем наоборот.  Сложившаяся ситуация – это естественный ответ на реальнее потребности современного покупателя, который стал увереннее в своем выборе и разборчивее в своих предпочтениях. Поэтому наряду с массовыми, пусть даже спроектированным известными дизайнерами предметами, люди готовы приобретать редкие вещи, чтобы придать своему дому уникальный образ. Но это мировая практика. А в каких формах эти тенден проявляются в  Екатеринбурге? 

   Татьяна Моисей

Действительно, популярность этой темы с каждым годом растет как среди заказчиков, так и среди самих дизайнеров. Например, когда я начинала работать, то больше внимания уделяла пространству как таковому, а теперь пришло понимание, что его внешнее оформление не менее важно, чем правильная планировка. 

   Ирина Потапова 

Хочу заметить, что возрастание интереса к декору сегодня в первую очередь  связано с желанием заказчика создать такой интерьер, который был бы не просто комфортным, но еще соответствовал личным интересам хозяина и его индивидуальным представлениям о красоте.

   Виталия Кордюкова

Личные интересы заказчика вообще напрямую влияют на облик его дома. Стоит человеку отправиться в очередное путешествие –  и дом пополняется новыми аксессуарами, как правило, в стиле этно, которые привносят в интерьер новое настроение.

    Елена Яковлева

Мне кажется нельзя ставить в один ряд профессиональное декорирование и наполнение дома сувенирами, привезенными из туристических поездок. В большинстве случаев эти предметы не имеют художественной ценности и, попадая в дом, вряд ли могут стать для него полноценным украшением.

                          

   Ольга Торопова

Художественная ценность, мастерство исполнения,  благородные материалы – одно из условий того, что вещь найдет в доме свое место, поэтому для своих коллекций мы очень тщательно выбираем предметы, которые обладают всеми этими качествами. Но и этого не достаточно. В декорировании важен профессиональный подход, когда удается при помощи, казалось бы, абсолютно разных предметов создать единую гармоничную картину.

   Татьяна Сафронова

Безусловно, декор, как украшение, завершающее образ, должен быть достаточно высокого  уровня и специалисты это хорошо знают. Но в последнее время меня особенно радует, что к такому пониманию приходят и заказчики. 

    Виталия Кордюкова

Хотя до сих пор продолжают оставаться и такие, которые не закладывают в бюджет проекта даже текстильное оформление, не говоря уже об интерьерных аксессуарах. Эти вопросы остаются «на потом», решаются по остаточному принципу, как правило, самостоятельно. Естественно, результат получается соответствующий.

   Ирина Потапова

А я согласна с тем, что сегодня заказчики все чаще относятся к декору как к неотъемлемой части хорошего интерьера. У меня недавно был такой проект, в котором отправной точкой создания образа пространства стал декоративный сундук.

   Ольга Торопова  

Эмоционально сильные, яркие, необычные вещи действительно, могут «заряжать» пространство своей энергией и вдохновлять дизайнеров на новые идеи. 

     

   Елена Яковлева

А что вообще в большей степени влияет на представления о том, какие предметы должны украшать дом: тренды, личные пристрастия заказчиков, предложения рынка, рекомендации декораторов?

   Анна Кощеева

В интерьер тенденции приходят не от заказчиков, а от дизайнера, когда он посещает выставки и различные профильные мероприятия. Например, в этом году на ISaloni явно прослеживалась любовь к ручному труду или его имитациям. Производители все чаще и больше уделяют внимание декоративному началу, надо полагать скоро это станет характерной чертой многих интерьеров.  

   Елена Яковлева

Безусловно, тенденции создаются в  студиях промышленного дизайна международного уровня, демонстрируются на выставках и уже оттуда приходят к нам. Вопрос в том, как заказчики реагируют на новые, необычные и неожиданные для них предложения? Насколько легко люди готовы идти на эксперименты и вкладывать деньги в предметы, в которых по большому счету нет острой необходимости

   Ольга Торопова

Мне кажется, что ощущать  себя  владельцем чего-то уникального как раз и есть одно из острых желаний человека, обратившегося к декоратору или пришедшего в наш салон.  В эксклюзивный продукт, который изготавливается индивидуально,  заказчик готов вкладывать деньги и дождаться его достаточно долго, ведь он платит именно за это, а не за те вещи, которые уже выпущены огромными тиражами и лежит где-то на складе.

   Елена Яковлева

Когда человек вкладывает крупные суммы, полагаясь на чей-то вкус, всегда существует опасность, что в итоге он получит не то, что хотел, хотя бы потому, что каждый в одни и те же понятия  вкладывает собственные представления. Наверняка в работе декоратора существуют свои подводные камни. Насколько ему легко удовлетворить потребности заказчика? И можно ли говорить о том, существуют какие-нибудь объективные критерии оценки его работы?

   Ольга Торопова

Мы всегда имеем возможность донести до него свои предложения. Это, в конце концов, вопрос профессионализма продавца.

   Елена Яковлева

В любом случае клиент видит отдельные вещи, и совсем не обязательно, что общая картинка интерьера, которая складывается в его представлении, совпадет с декораторской идеей.

   Ольга Торопова

Конечно, такие сложности существуют. Мы выходим из положения, тестируя вещь в интерьере. Это как примерка в  модном бутике.  С акцентными вещами иначе работать практически невозможно, их особенность в том, что они могут  по-разному проявлять себя даже в одном и том же пространстве. Например, люстра. Если она выключена – у нее  один цвет и фактура, а когда ее включить появляется абсолютно другой декоративный эффект.

                              

   Светлана Васильева

Для меня примерять вещи в интерьере – это одна из крайних мер. Хорошо, если клиент изначально доверяет. Покупая элементы декора, неважно, что это – плитка или марокканские светильники – любой предмет может вызвать у него вопрос «зачем», который исчезает и только тогда, когда все оказывается на своих местах, он видит результат и радуется тому, что доверился профессионалу.

   Яна Марченко

Просто есть много клиентов с совершенно другой психологией. По сути своей они сами очень активные – и это их принципиальная позиция. Не смотря на то, что проектом занимается дизайнер, они не могут устоять и не ввести в него хотя бы пару своих предметов мебели, которые им просто нравятся.

   Светлана Васильева

Не знаю насколько это хорошо. С такими клиентами очень сложно работать, потому что такое «участие» способно обрушить даже самый продуманный образ.  В такой ситуации изначально заложен конфликт с клиентом, с собственными профессиональными принципами, с самим проектом, наконец, который по факту оказывается не тем, каким планировался изначально.

   Татьяна Моисей

Я согласна, потому что в моей практике был случай, когда утвержденный проект, с  досконально подобранными фактурами и оттенками был просто «убит», из-за того, что в последний момент заказчик решил поменять цвет стен.  Впрочем не все так уж катастрофично, ведь декорирование интерьера – это не одномоментный процесс, а поэтапный  и задача дизайнера вовремя среагировать и сделать так, чтобы все встало на свои места и в прямом и в переносном смысле.

   Ирина Потапова

По сути, заказчик должен изначально иметь доверие к нам как к профессионалам. Все приходят к стоматологу, но никому не приходит в голову вмешиваться в его работу. Почему же  дизайнеры и декораторы должны отстаивать свое право на профессиональное мнение и подход?

   Елена Яковлева

Да, это классический пример, но, что ни говори, декорирование пространства - это принципиально другая услуга, и здесь многое зависит от вполне понятных для клиента вещей – собственного вкуса, привычек, представлений о комфорте. 

   Татьяна Сафронова

Конечно, нельзя игнорировать пожелания заказчика. Главное, чтобы любые «нововведения» появлялись на начальной стадии. Это даже интересно, поскольку такая работа приводи к очень неожиданным, в хорошем смысле этого слова результатам, когда, например, заказчик привнес неожиданную идею, а ты уже доводишь ее до совершенства.

   Яна Марченко

Со стороны дизайнеров хочется именно такого, гибкого подхода. Мы сталкивались с ситуацией, когда клиент приходил, подбирал несколько предметов, а дизайнер был категорически против, потому что их появление воспринималось не как повод для творчества, а как ненужная проблема, головная боль, от которой лучше как можно скорее избавиться. Это всегда огорчает, потому что возможностей, чтобы удовлетворить и вкусы заказчика и требования дизайнера у нас всегда достаточно

   Елена Яковлева

А часто случается, что заказчик полностью подчиняет себе декоратора и профессионалу приходится работать исключительно в рамках его вкуса и представлений о красоте? Вообще, насколько декоратору легко реализовать свои собственные творческие амбиции?

   Татьяна Моисей

Когда дело касается таких тонких материй как вкус, привычки, интересы, которые складываются у человека годами, которые невозможно резко поменять, конечно, работать не просто. И многие в профессиональной среде считают, что не нужно воспитывать заказчика, стараться как-то повлиять на него, но у меня другая точка зрения. Мне кажется, что с заказчиком изначально нужно работать. Я не считаю это пустой тратой времени и сил. В конце концов, это часть работы дизайнера и это честно по отношению и к клиенту, и к проекту. Кстати, здесь играют роль очень много факторов, которые помогают дизайнеру. Например, мнение посторонних. Часто сомнения исчезают, когда приходят гости и заказчик видит, какое впечатление производит на них его интерьер.

   Ольга Торопова

Это стимулирует владельца расширить собственный кругозор, и понять ценность тех предметов, которыми он владеет.

   Анастасия Малашевская

Но у этой ситуации тоже есть обратная сторона. Когда слишком много советчиков, клиенту очень трудно принять решение. Сейчас мы работаем единой командой, но были времена, когда в процесс вмешивались посторонние, а главное, совершенно некомпетентные люди.

   Яна Марченко

Лучше, когда дизайнер доносит до клиента ценность идеи своими силами. Жаль, что так происходит далеко не всегда, видимо, желание избежать конфликта бывает сильнее авторской позиции.

   Светлана Васильева

Для того, чтобы эффективно конфликтовать тоже нужен определенный опыт. Любой спор должен закончиться конструктивно, а это нелегкая задача.

   Виталия Кордюкова

К тому же ощущение красоты – чувство сугубо личное. Убедить заказчика можно, но только в том случае, если у него нет внутреннего неприятия этого стиля. Дизайнер тоже должен понимать, что человек обратился к нему рассчитывая в итоге получить пространство, в котором ему было бы комфортно жить. А комфорт - это во многом личное ощущение и оно практически не зависит от посторонних, пусть даже очень убедительных доводов. 

                                        

   Анна Кощеева

Надо вовремя уметь расставить приоритеты. Если с заказчиком изначально  нет взаимопонимания, а декоратору принципиально неукоснительно реализовать свое видение, то, наверное, лучше сразу расстаться.

   Анастасия Малашевская

Не могу согласиться, бывает, что наоборот отношения налаживаются с трудом, зато потом наступает полное доверие.

   Елена Яковлева

А что обычно становится причиной недоверия – характер заказчика или то, что дизайнер предлагает какие-то очень смелые, непривычные декоративные решения ?

   Анастасия Малашевская

Многое зависит от стилистики работы. Я, например, практически не работаю в классике. Хотя дело даже не в стиле, а скорее в психологи. Люди, которые любят дворцовую классику, имеют свой определенный менталитет, который абсолютно чужд мне. Это не говорит о том, что они ограничены, безвкусны или что я непрфессиональна как дизайнер. Просто есть твои  заказчики, а есть не твои – и это нормально. На том держится рынок.

   Яна Марченко

А если говорить о стилях, какие из них популярны сейчас среди самих декораторов?

   Светлана Васильева

Я тоже не люблю дворцовых стилей – они слишком каноничны, и потому, на мой взгляд,  скучны для работы. Мне, например, гораздо интереснее смешивать, миксовать, находить какие-то необычные сочетания предметов, цветов, фактур.

   Татьяна Сафронова

Классика привлекательна для заказчиков, потому что с их точки зрения она более надежное вложение денег. Ее эстетика не меняется веками, а интерьер, созданный по последним тенденциям, через пять лет, когда придет новая мода, нужно будет менять.

   Елена Яковлева

А много таких заказчиков, которые приходят с пониманием того, что им нужен не какой-то стиль, а дом с индивидуальным образом, который придется создавать с нуля вместе с дизайнером.

   Ирина Потапова

Четких формулировок по поводу декора и нет, чаще люди высказывают очень абстрактные пожелания: например хотим пространство, чтобы было много света и воздуха.

   Стас Зайнутдинов

Бывает по-разному. Многие клиенты уже весьма грамотны, разбираются в брендах и говорят, что они хотели бы видеть конкретный стиль или даже предмет в своем доме.

   Ольга Торопова

Мне кажется, что любой проект, сделанный с любовью и душой, будет иметь успех и обязательно найдет отклик у заказчика. Он может и не понять, а просто бессознательно  почувствовать эту гармонию, комфорт, который вы вложили в свою работу. Это уже поверенный факт. Мы тоже прошли через настороженное отношение со стороны клиентов, когда открывали свой салон. И нам приходилось доносить эту эстетику,  буквально знакомить первых клиентов с красотой этих предметов. Для нас всегда бизнес переплетается с просветительской деятельностью, и я считаю, что это неотъемлемая часть работы декоратора. И она не противоречит и не мешает созданию хороших проектов. В основе того и другого по сути лежит одно. Если вы расширяете кругозор заказчика, удивляете его чем-то новым, то он получает эмоции, в нем загорается интерес, который впоследствии и превращается в удачный выбор тех или иных предметов.

                                                                       

 Участники дискуссии:

 Татьяна Моисей, дизайнер, декоратор

Ирина Потапова, дизайнер 

Анна Кощеева, дизайнер 

Стас Зайнутдинов, дизайнер 

Татьяна Сафронова, архитектор, дизайнер 

Светлана Васильева, дизайнер

Анастасия Малашевская, дизайнер

Виталия Кордюкова, дизайнер

Елена Остапова, дизайнер

Ольга Торопова, руководитель салона

Яна Марченко, директор салона

Ольга Торопова, дизайнер

Елена Яковлева, модератор